понедельник, 16 июня 2014 г.

Sea-Doo model 320

Первый в мире гидроцикл – Bombardier's SEA-DOO

Sea-Doo® model 320
Sea-Doo® model 320
Как известно, современные гидроциклы, или, как они называются по-английски - personal watercraft (PWC), делятся на “сидячие” (sit-down) и “стоячие” (stand-up). Изобретателем обоих этих типов является Клэйтон Джейкобсон II (Clayton Jacobson II), чьи первые модели появились на рынке в конце 60-х годах 20-го века благодаря сотрудничеству изобретателя с известной фирмой Бомбардир (Bombardier Inc.). И хотя Джейкобсон был сторонником стоячих (stand-up) гидроциклов, сотрудничество с Bombardier привело к появлению сидячих (sit-down) моделей, т.к. к тому времени фирма была известна как производитель снегоходов, выпускаемых под маркой Ski-Doo®. А сидячий гидроцикл в верхней части сильно напоминает снегоход. Не удивительно, что первый серийный гидроцикл, который увидел свет в 1968 году, получил название Sea-Doo® model 320. Подробнее об истории гидроциклов можно прочесть в статье Рersonal watercraft или Кто изобрел Водный Мотоцикл?

Bombardier's New SEA-DOO
The Jet That Almost Flies
По современным понятиям, Sea-Doo® имел много недостатков: двигатель мощностью 24 л.с. явно маловат с сегодняшней точки зрения; как следствие нехватки мощности – небольшая скорость; медленное рулевое управление; низкая надежность двигателя; восприимчивость к коррозии. Но это был первый серийно выпускаемый гидроцикл. Благодаря применению сразу нескольких инновационных решений, главное из которых, безусловно, водометный движитель, технические характеристики и потребительские свойства Sea-Doo резко отличались в лучшую сторону от имевшихся на тот момент на рынке легких лодок, предназначенных для развлечений.
Поэтому представляется весьма интересным посмотреть, как воспринималась эта новинка в момент своего появления перед широкой публикой любителей водного отдыха. Ниже приведен перевод статьи Sea-Doo: A JET SPEEDSTER THAT BRINGS NEW ZOOM AND A NEW BOOM TO BOATING FUN, появившейся в журнале Популярная Механика в августе 1968 года. Эта статья представляет собой отчет о тестировании новинки устроенный редактором отдела по лодкам (Boating Editor) на пляже во Флориде.

Реактивная скоростная лодка приносит новый масштаб и новый бум в лодочные развлечения


Дэн Фэйлс, редактор по лодкам
Фотографии Бертона Макнили

Вот первый отчет о новейшей и самой горячей "лодке", которую Вы сможете увидеть уже этим летом. Названные Sea-Doo, что подразумевает перемещение по воде, подобно, как снегоходы по снегу. Фактически, это водный скутер с реактивным двигателем произведенный Bombardier.Ltd., изготовителем популярных снегоходов Ski-Doo.

Во время специальной поездки во Флориду, я покатался на новом Sea -Doo. Я мчался на нем, прыгал,  играл с ним, крутился на нем. Я попытался опрокинуть его, утопить, сломать на пляже. Вердикт: забавная (fun) машина, которая обязана завоевать популярность.

Но успех Sea-Doo не будет основываться только на одном удовольствии. Существуют две других важных причин. Во-первых, нет винта. Во-вторых, он не опрокидывается (если вы реально не работаете на его переворачивание). До сих пор водные скутеры были сексуальными небольшими лодками, обычно приводимыми в действие навесными лодочными моторами: они быстры, но у большинства есть пропеллеры (винты), расположенные ниже корпуса. Как правило, винты ограждены, но с ними все равно могут возникнуть проблемы. Некоторые люди утверждают, что они являются небезопасными, другие считают, что они прокачивают слишком много лишней воды.

Но Sea-Doo не имеет винта - он использует струю воды. И только три дюйма воды необходимы, когда машина находиться в состоянии покоя.
Bombardier летом этого года тестирует свой новый скутер в нескольких районах Северной Америки. Компания ожидает, что серийное производство начнется в следующем сезоне.

Двухтактный двигатель Rotax объемом 320 кубических сантиметров обеспечивает Sea-Doo мощностью в 18,5 л.с. Через систему с четырьмя ремнями этот двигатель имеет прямой привод к водомету (струйному насосу) Беркли (Berkeley jet pump). По прямой, в зависимости от груза, струя воды из водомета может разогнать Sea-Doo до скорости приблизительно 25 миль в час.

Bombardier утверждает, что ее новый скутер будет иметь грузоподъемность в 250 фунтов. Но на самом деле, вы не захотите положить на борт больше чем 200 фунтов.

Чем легче вес, тем быстрее Вы разгоните его по прямой. С моим весом, превышающий лимит в 200 фунтов, я понял, что мне надо наклоняться вперед, чтобы сдвинуть Sea-Doo на шаг.
На самом деле, я должен был стараться наклониться вниз к моей левой руке, продолжая держать двигатель широко открытым с помощью моей правой руки на рукоятке газа на руле.

Но однажды я полетел. Я почувствовал себя верхом на Sea-Doo, как на снегоходе. Я встал и маневрировал назад и вперед - поднимая свой вес на каждом повороте. Я был удивлен стабильностью этой машины. Sea-Doo имеет почти эллиптическую форму 7 ½ футов в длину и 5 футов в ширину. Что бы я ни делал, я всегда чувствовал, что имею полный контроль, и я никогда не чувствовал, что он может оторваться и выплеснуть (выбросить) меня.

Я даже пытался стоя обеими ногами на одной стороне идти 25 миль в час. Даже на поворотах Sea-Doo был стабильным.

Затем пришло время теста на вращения (spin-out test). Снова делая 25 миль в час, я мчался вниз по длинной прямой беговой дорожке. Когда я думал, что скорость достигла предела, я повернул руль. Струя воды развернула корму. Я еле держался, делая вращение на 360 градусов. После вращения я был почти мертв в воде. Кильватерная волна догнала меня и окатила кабину. Быстрое вращение рукоятки газа, и я снова улетел. Хотя немного воды вошло в моторный отсек, она была быстро откачана маленьким сифоном, разработанным специально для этой работы. Если слишком много воды попадает в отсек, приводные ремни намокнуть и будут скользить на валу насоса. Иногда, но не слишком часто, Вы должны остановиться и помочь сифону с помощью небольшого ручного насоса. Если ремни скользят, Вы не сможете заставить сифон работать с достаточной скоростью.

Но как только отделение чисто, Вы улетаете прочь снова.

Это правда, что, если Вы погрузите двигатель в воду на длительное время, у Вас будут те же самые проблемы, как с обычным подвесным мотором. Но я видел один Sea-Doo, опрокинутый несколько раз. Каждый раз водитель выправлял его, поднимался на борт и продолжал движение без откачки моторного отсека. Оператор фактически специально пытался опрокинуть свою машину. Он дергал  руль в крутом вираже. Просто вход в вираж не опрокидывает эту машину.

Затем появились прыжки. При отсутствии винта внизу, было легко взлететь с деревянного трамплина, воздвигнутого в конце дока, на шесть дюймов выглядывавшего из воды.

Прыжки по волнам (wave-jumping) - следующая лучшая вещь. Следуя за катером, вы можете оттолкнуться от его следа, как водный лыжник - подняться высоко и хлопнуться вниз на воду несколько секунд спустя.

Такое грубое обращение не должно повредить машину. Корпус сделан полностью из стеклопластика с тремя слоями стеклоткани (mat) и двумя слоями ровинга (ровницы, roving). Верхняя часть состоит из трех слоев ткани и одного ровинга. С корпусом из стекловолокна и двигателем, общий вес Sea-Doo составляет 280 фунтов.

Это так просто выехать на пляж.
При отсутствии нижнего винта,
нечему портится при приземлении.
Двое детей могут ездить на машине без проблем
В завершающем тесте, я выехал на Sea-Doo прямо на пляж. На максимальной скорости, я выключил двигатель непосредственно перед скольжением по песку. Инерция вынесла скутер из воды. Я просто сошел. Ничего не было повреждено на корпусе или в двигательной установке.

Это не все, что вы можете сделать с Sea-Doo. Вы можете ловить рыбу, заниматься подводным плаванием (дайвингом), отправиться на пикник, тренироваться в слаломе, устроить гонки.

По мере роста популярности этих машин, я вижу, как их лошадиные сил идут вверх. Я полагаю, что гонка на этих скутерах станет общим спортом. Но если гонки не ваш конек, вы всегда можете просто играть, или прыгать, или просто путешествовать (исследовать).

Бензобак объемом 3.5 галлона позволяет Вам ездить в течение приблизительно трех часов. Как и в случае со снегоходами, Вы должны смешивать масло и бензин.

Bombardier протестировал Sea-Doo сотни часов в пресной воде. Единственный главный вопрос, который должен быть решен этим летом – проверка в морской воде. Компания заявляет, что "все (моторные) поверхности обработаны для сопротивления соленой воде". Тем не менее, это хорошая идея, чтобы очистить Sea-Doo пресной водой после морского путешествия.

Хотя Sea-Doo лучше всего проявляет себя в относительно спокойной воде, он будет хорошо работать до двух футовых волнениях.

Если, по какой-то причине, электрический стартер Sea-Doo выйдет из строя, есть ручной запуск. Пусковой шнурок находится в открытом состоянии на правой стороне машины. Существует также запуск двигателя простым нажатием кнопки, что позволяет ребенку или женщине легко запустить двигатель вручную.

Рекомендованная розничная цена этого водного скутера Sea-Doo от Bombardier, включая электрический стартер, составляет $995, что вполне конкурентоспособно.

Заключение:

Вот такая замечательная статья из прошлого для любителей гидроциклов.
С одной стороны можно порадоваться за любителей водного отдыха и спорта из далекого 1968 года, ведь эта новинка вызывала у них столько восторга и новых эмоций.
С другой стороны, современным приверженцам активного отдыха есть  с чем сравнить, понять чего мы достигли за это время, подумать о том, что нас может ждать в этом направлении в ближайшем будущем. Кстати, для желающих поразмышлять на эту тему, вот несколько статей о современных гидроциклах и подобных им аппаратов:



Комментариев нет:

Отправить комментарий