вторник, 17 сентября 2013 г.

Asap is electric alternative to the watercraft

0002. Электрические гидроциклы наступают?

Британский дизайнер Росс Кемп (Ross Kemp) создал новое водное транспортное средство с электрическим приводом, названное им ASAP (по аббревиатуре "As Soon As Possible", что можно перевести "как можно быстрее"). Являясь экологически чистой (pollution free) альтернативой прожорливым гидроциклам (или, как их еще иногда называют, Jet Ski - по имени первого персонального транспортного средства для передвижения по воде от Кавасаки), ASAP сочетает в себе элементы классического гидроцикла, доски для бодибординга и катамарана.

Asap is electric Рersonal Watercraft
ASAP – электрический гидроцикл

Бодибординг (bodyboarding) - разновидность сёрфинга, где в качестве спортивного снаряда используются короткие доски, называемые body board (bodyboard) или "Boogie Board". Отличие между сёрфингом и бодибордингом заключается в том, что в бодибординге скольжение по волнам осуществляется преимущественно в положении лежа, а в сёрфинге преимущественно стоя. Ещё одним отличием доски bodyboard от surfboard является отсутствие вертикальных стабилизационных рулей.
Этот продукт находится в разработке уже несколько лет. И хотя за это время Кемп изготовил два прототипа, окончательная спецификация ещё не завершена. Тем не менее, изобретатель стремится, как можно скорее, вывести свой аппарат на рынок досуга. Нынешний образец перемещается по воде со скоростью 1.5 мили в час (2.4 км/час), что намного медленнее гидроциклов. Даже, как обещает автор, после увеличения мощности двигателя и емкости батарей, скорость аппарата удастся поднять, у него могут возникнуть большие проблемы со сбытом, если позиционировать его только как средство для отдыха и развлечений.
Однако, на самом деле Росс Кемп создавал свой ASAP в качестве спасательного судна (rescue craft) для пляжных спасателей (lifeguards). Отсюда и такая небольшая скорость, особенно в сочетании со стремлением к экологической чистоте устройства. В то же время аппарат перемещается значительно быстрее, чем самый тренированный пловец, что вполне достаточно для спасательных целей.
Asap is rescue craft for lifeguards
ASAP – спасательное судно для пляжных спасателей
В репортаже CNN об ASAP перечисляются его многочисленные преимущества по сравнению с Jet Ski для спасательных функций. Так, ASAP быстро и легко запускается одним спасателем, и на него очень просто поместить пострадавшего. Утверждается также, что V-образная форма его корпуса снижает хлопанье при движении по волнам.
Кемп рассказал CNN: "Многие спасательные приспособления просто взяты из оборудования для досуга. Например, paddle board это просто доска для серфинга, а гидроцикл только адаптирован для спасательных целей. Спасатели сами адаптируют уже готовое оборудование к путям спасения людей, а не используют оборудования специально созданное для них".
Asap это электрический помощник для пляжных спасателей - более дешевая альтернатива гидроциклу. Это более финансово устойчивый вариант для спасательных станций, целью которых всегда было и будет сохранить как можно больше жизней. Создание Кемпа является своевременным. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) утопление является третьей ведущей причиной смерти от несчастных случаев во всем мире. Но с ростом цен на топливо, использование гидроциклов, с их чрезвычайно огромным расходом топлива, становятся все более невозможным вариантом для местных и благотворительных спасательных станций.

Хотя создано только два прототипа, ASAP уже получил премию за Лучший стартап бизнес в Великобритании (Best Startup Business in the UK Lloyds TSB Enterprise Awards). Тем не менее, Кемп думает о том, как усовершенствовать свое детище. Одним из вариантов дальнейшего его развития является использование солнечных зарядных станций, применение которых на летнем солнечном пляже выглядит вполне логичным.

Можно только порадоваться за Росса Кемпа, и пожелать дальнейших успехов его электрическому спасательному средству ASAP, но если быть объективным, то следует признать, что новизны в его творении не много.
В качестве примера подобных электрических аппаратов можно вспомнить победителя австралийского студенческого конкурса 2002 года - Surf Rescue Vehicle (SRV) "Goldie".
Surf Rescue Vehicle (SRV) Goldie
Награжденый «золотом» в  Student Design Awards 2002, "Голди" является безопасным и недорогим транспортным средством с электроприводом для спасателей - Surf Rescue Vehicle (SRV). Концепт разработан, чтобы дать спасательным организациям более широкий доступ к эффективному спасательному оборудованию.
При весе всего 10-15 кг и скорости 10-15 км/ч, Голди гораздо безопаснее, чем надувные резиновые лодки и водные мотоциклы, которые развивают скорость 30-50 км/ч, что часто приводит к авариям во время спасения пловцов. А при стоимости около одной десятой от цены гидроцикла, привлекательность Голди для спасательных служб еще больше возрастает. Электрический SRV может работать до 5 часов без подзарядки, что гораздо лучше для окружающей среды, чем бензиновые транспортные средства. Он также дает возможность путешествовать под водой и главное, под волнами. Заполненный пеной корпус из стекловолокна, предназначенный для катания лежа лицом вниз ухватившись за ручки, расположенные по обе стороны от передней части, немного напоминает доску для бодибординга (boogie board) с двигателем.
Скорее всего, этот победитель Student Design Awards 2002 так и остался только в виде концепта, ибо о судьбе SRV Goldie в последующие годы ни чего не известно. Однако есть еще одна моторизованная доска для бодибординга и спасательных целей, которая является более новой, и вероятно, более успешной…

Моторизованная доска для бодибординга (Portable Motorized Body Board) Kymera является победителем (одним из 10-ти лауреатов) престижной премии (конкурса) 2011 Invention Awards, учрежденной журналом Популярная Наука (Popular Science). Изначально спроектированная для развлекательных целей, эта доска имеет технические характеристики гораздо более высокие, чем представленные выше ASAP и Goldie. Поставляемая на рекреационный рынок, Kymera представлена в двух типоразмерах и с двумя вариантами двигательной установки: модель длинной 1,67 м. комплектуется на выбор 5 л.с. пропановым или 2 кВт электрическим двигателем, а длинной 1,98 м. - 10 л.с. пропановым или 3,5 кВт электродвигателем. Электрические модели высшего уровня имеют скорость до 29 км/ч, в то время как пропановые модели могут развивать скорость до 40 км/ч.

Kymera – моторизованная доска для сёрфинга
Kymera – моторизованная доска для сёрфинга
Отличие моторизованной доски Kymera от спасательного судна Asap, кроме чисто технических особенностей, заключается в том, что она изначально создавалась для спорта и развлечений, а уже потом, с целью расширения сбыта, вышла на рынок спасательных средств.
Однако стоит заметить, что появление приведенных выше, и подобных им, водных транспортных средств с электрическим приводом, во многом обязано кризисным явлениям в развитии традиционных гидроциклов, наметившихся в последнее время. Kymera, Asap, Goldie это отражение тенденций в развитии современных персональных водных транспортных средств.

Развитие гидроциклов и других персональных водных транспортных средств в условиях мирового финансово-экономического, экологического и других кризисов современного общества.

Гидроциклы (Водными Мотоциклами), или по-английски Рersonal Watercraft, достигшие в своем совершенствовании, казалось бы, пика эволюции, в последние годы испытывают трудности в дальнейшем развитии и распространении. Трудности эти, как ни странно, являются не техническими,  а имеют скорее социально-экономический характер.
Высокая стоимость гидроциклов, которая еще недавно не являлась большой проблемой для производителей и продавцов этой техники, в условиях глобального экономического кризиса сужает рыночные ниши этого товара. Пожалуй, только сфера развлечений богатых бездельников не сильно пострадала от мировых финансовых проблем. Ведь цена, например Kawasaki ULTRA 300LX, в России составляет 816 200 рублей, что соответствует цене не просто автомобиля, а дорогого автомобиля.

Изящный и быстрый, роскошный и мощный гидроцикл 300LX – новейшая модель в серии семейных гидроциклов. Благодаря непревзойденным техническим характеристикам, вся семья может наслаждаться водными развлечениями на фоне завораживающей природной красоты. Действуют специальные условия на аналогичную модель предыдущих модельных годов - уточняйте у официальных дилеров Kawasaki.
Но даже специальные условия продаж не сильно способствуют росту продаж подобных монстров из мира водных развлечений. В связи с этим, наметились две тенденции в среде персональных водных транспортных средств. Первая связана с заменой традиционных гидроциклов в сфере развлечений (и не только) на другие типы водных судов. Так в последние годы появились различные виды т.н. реактивных досок (jetboard) с водометными движителями, цена которых в большинстве случаев гораздо ниже, чем у гидроциклов. В качестве примера можно привести реактивные доски PowerSki, Surfango и Jetbuster, которые были на слуху в последнее время. Если вспомнить также и отпочковавшиеся от реактивных досок моторизованные каяки, то количество возможных альтернатив гидроциклам оказывается достаточно большим.

реактивные доски PowerSki, Surfango и Jetbuster
Примеры легких и дешевых альтернатив гидроциклам:
PowerSki JetBoard – реактивная доска для серфинга
PowerSurf FX от фирмы Surfango в действии
Моторизованный каяк Jetrider от фирмы Jetbuster
Вторая тенденция в развитии современных водных персональных транспортных средств заключается в замене двигателя внутреннего сгорания электрическим приводом. Кроме упомянутых выше глобальных проблем человечества, этому сильно способствует прогресс в развитии аккумуляторных батарей, которые с каждым годом становятся все совершеннее, т.е. увеличивается их удельная емкость, скорость зарядки, количество циклов зарядки и т.д.

Кроме моторной доски для сёрфинга Kymera, из недавнего прошлого можно также вспомнить гидроцикл (PWC) Green Samba с достаточно уникальными техническими характеристиками, которые обеспечили ему продуманные дизайнерские решения корпуса и новый движитель (водомет) никогда ранее не применявшийся на подобных судах. Новый водомет представляет собой подвесную мотогондолу, в которой в одном корпусе собраны электродвигатель и гребной винт.

Personal watercraft (PWC) Green Samba
Personal watercraft (PWC) Green Samba
Все эти электрические новинки из мира водного спорта, с конструктивной точки зрения, являются, в большинстве своем, альтернативными вариантами традиционных гидроциклов. Однако и производители гидроциклов, наблюдая за тенденциями на рынке, также начинают выпускать электрические модели водных мотоциклов. Вот один такой пример.

Stealth Electric Jet Ski
The Stealth Electric Jet Ski from DiMora is 100 Percent Green
Фантазия дизайнеров в деле конструирования электрических лодок, досок, гидроциклов и других средств передвижения по воде (развлечения на воде) разыгралась не на шутку. Невозможно в небольшой статье даже пытаться рассказать обо всех уже реализованных проектах, существующих концептах и будущих безумных идеях в этом направлении. Как говорили Великие – Нельзя объять необъятное. И потому, в заключении, только два примера из мира водных средств развлечения с электрическим приводом.

Французская компания EXOCONCEPT создала невероятное футуристическое судно (гидроцикл) EXO, конструкция (дизайн) которого отличается от любого другого подобного.
Интересно, что ездок не сидит, а как бы приседает (лежит) на нем. Версия аппарата из углеродного волокна весит 42 фунта с дополнительным весом литий-железо-фосфатного аккумулятора. Несмотря на свою внешность, EXO не предназначен для большой скорости. Это гидроцикл скорее для семейного отдыха, с максимальной скоростью 31 миль/ч (50 км/ч).

The EXO Watercraft Dazzles with a Free-Flowing Aerodynamic Design
Электрический гидроцикл EXO от французской компании EXOCONCEPT
The EXO Watercraft Dazzles with a Free-Flowing Aerodynamic Design
Патентную активность в области гидроциклов и других персональных лодок (судов) проиллюстрируем патентом США №6532884 - High speed electric watercraft, что можно перевести как Высокоскоростное электрическое судно. Вот что задекларировано в реферате описания этого патента.
Высокоскоростное электрическое судно различных конфигураций, главным признаком которого является использование, по крайней мере, одного погруженного закрытого корпуса, содержащего электродвигатель, и, по крайней мере, использование одного поплавка, расположенного параллельно и выше, чем закрытый корпус для обеспечения плавучести платформы, которая может нести одного или несколько человек над водой поверхностью. Гидроцикл может опционально включать: (1) округлую переднюю часть платформы, (2) платформу, длина которой короче чем поплавок для обеспечения стабильности от опрокидывания, (3) лестницу, которая не требует переступать через корпус судна, (4) размеры носа и кормы, которые подобраны для минимизации брызг на задней части платформы, (5) амортизаторы, чтобы обеспечить плавность хода, и (6) регулируемые стойки, которые соединяют поплавки с платформой, что позволяет управлять высотой платформы над поверхностью воды. Эти и другие особенности сделали возможным иметь быструю электрическую конструкцию, исключающую некоторые проблемы судна типа гидроцикл (watercraft).
High speed electric watercraft
Patent US 6532884
Abstract
High speed electric watercraft
Патент США №6532884 - High speed electric watercraft
К сожалению, ни чего не известно о том, что суда по этому и другим патентам, владельцем которых является Maruta Electric Boatworks LLC, Fredericksburg, VA(US), когда либо производились. Вероятно, что эта идея не вышла дальше рисунков в описаниях патентов, но идея кораблей, судов, гидроциклов и других плавающих средств с электрическим приводом с каждым годом получает все большее развитие.
Подтверждением этому может служить первая международная конференция PlugBoat 2013, World Electric & Hybrid Boat Summit, которая пройдет 10-11 октября 2013 года в Ницце, Франция.

PlugBoat 2013, World Electric & Hybrid Boat Summit
PlugBoat 2013, World Electric & Hybrid Boat Summit
Вероятно, в ближайшие годы мы сможем увидеть еще много новых и различных судов с электрическим приводом. Для электрических гидроциклов все ещё только начинается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий