пятница, 21 февраля 2014 г.

Rudimentary utility vehicle for the third world

0006. Лёгкий грузовой автомобиль для развивающихся стран

Элементарное транспортное средство
для стран третьего мира
Легкое транспортное средство имеет простую конструкцию, может выпускаться серийно и заменять гужевой транспорт в слаборазвитых странах. Этот трехколесный автомобиль имеет кузов 1, два соосно расположенных неведущих и неуправляемых колеса 2 и одно ведущее управляемое колесо 2', расположенное посредине и связанное с двигателем 6. Колесо 2' может поворачиваться вокруг оси 7 для изменения направления движения (или заднего хода поворотом на 180°). Водитель садится прямо над ведущим колесом на сиденье 9, поворачиваемое в положение 9' при развороте автомобиля для движения в противоположном направлении. Машина найдет применение в сельском хозяйстве и т.п. для перевозки любых грузов со скоростью 20 км/ч.
Вышеприведенный текст является переводом реферата из описания французского патента No2617454 опубликованного 06.01.1989 года. Перевод взят из опубликованного немного позже  Бюллетеня «Изобретения стран мира». В русском переводе название патента звучит как «Лёгкий грузовой автомобиль», а вот в оригинальном варианте, по-французски «Vèhicule utilitaire rudimentaire pour le tiers monde», или по-английски «Rudimentary utility vehicle for the third world». Словосочетание Rudimentary utility vehicle, и соответствующее французское Vèhicule utilitaire rudimentaire разные машинные переводчики дают весьма любопытные варианты перевода на русском языке:
  • грузопассажирский автомобиль
  • многофункциональное транспортное средство в зачаточном состоянии
  • рудиментарный внедорожник
  • элементарное сервисное транспортное средство
Подытоживая, название этого патента, кроме как указано в заголовке, можно также перевести:

Элементарное транспортное средство для стран третьего мира

Весьма похвальное, на первый взгляд, стремление развитых стран помогать бедному третьему миру (third world), с моральной точки зрения весьма напоминает крокодильи слёзы, ибо эта помощь несоизмерима с тем, что оттуда изымается. И тем не менее, такая помощь существует в виде всевозможных проектов и грантов с весьма различными источниками финансирования. В качестве примера можно вспомнить Революционный гриль на солнечной энергии, призванный помочь жителям высокогорных районов с приготовлением пищи в условиях дефицита энергоресурсов.
Ни экономические, ни психологические причины, побудившие француза Meney Regis проникнуться проблемами развивающихся стран и заняться изобретением (созданием) для них нового транспортного средства неизвестны. Но, тем не менее, проект был проработан, пусть и в виде концепта, отображенного вероятно только в описании патента. Вот что еще можно почерпнуть об этой машине из текста патента.


В странах третьего мира, для транспортировки небольших грузов до сих пор используют силу человека или животных. Помимо сложностей для людей с содержанием животных, этот вид транспорта обладает очень низкой эффективностью. Цена же на грузовой транспорт намного превышает финансовые возможности большинства фермеров из развивающихся стран. На рынке отсутствуют предложения по легким транспортным средствам сравнимые по ценам с моторизованным индивидуальным транспортом (мопедами).
Устройство, описываемое в изобретении, призвано заполнить этот пробел. Это очень дешевое и крайне выносливое транспортное средство. Оно имеет всего три колеса, при этом переднее сочетает в себе функции рулевого управления и сцепления, позволяющее двигаться как вперед, так и назад, путем простого поворота на 180 градусов. Двигатель, установленный на переднем колесе, аналогичный тем, что ставятся на мопеды или мотокультиваторы, обеспечивает скорость 15 км/ч и полезную нагрузку примерно в 200 кг.
Один вариант осуществления этого устройства может включать в себя кузов (платформу), изготовленную путем штамповки из цельного стального листа. Герметичность этой платформы может привести к версии автомобиля-амфибии. Одно колесо (2') может быть заменено парой, для лучшего сцепления на мягком грунте. Эти ведущие колеса (колесо) приводятся в движение с помощью двигателя внутреннего сгорания объемом 50 см3, через автоматическую центробежную муфту и бесступенчатый приводной ремень, как и во многих мопедах.
Остальные два колеса подвешены с помощью общей жесткой оси и пружин (амортизаторов) из композитного материала. Ведущее колесо без подвески (без амортизатора). Седло прикреплено к шасси посредством пластинчатой пружины.
Транспортное средство согласно изобретению позволяет производить транспортировку строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, даже людей (как "рикша").
Предназначено для массового производства. Сборка (или частичная сборка) может быть проведена на месте с применением неквалифицированной рабочей силы.
Наконец, машина может использоваться для сельскохозяйственных работ и досуга в развитых странах.
Вот такой замечательный концепт, изготовленные на основе которого машины должны были еще 25 лет назад заполонить т.н. третий мир и вывести его из темного прошлого в светлое будущее. К сожалению, ни воплощенного в железе легкого транспортного средства, ни светлого будущего, развивающиеся страны за это время так и не увидели.
Но хорошие идеи, так же как и рукописи, не горят и не пропадают бесследно. Им свойственно возрождаться, причем, иногда, авторы таких новых идей могут даже и не знать о предшественниках. Примерно так и произошло с легким транспортным средством француза Meney Regis, которое из Rudimentary utility vehicle for the third world после возрождения превратилось в …

Basic Utility Vehicle

Basic Utility Vehicle (BUV) является простым и надежным транспортным средством, предназначенным для использования в развивающихся странах. Институт Доступного Транспорта (The Institute for Affordable Transportation - IAT) является активным пропагандистом данного типа транспортных средств и главным спонсором. IAT проводит ежегодный конкурс BUV Design, где студенты инженерных специальностей представляют свои проекты транспортных средств на суд жюри для оценки их эффективности, включая стоимость, техническое совершенство и инновационную значимость. Конкурс использует творческую энергию студентов со всех концов Соединенных Штатов в попытке разработать простой и недорогой грузовой внедорожник, который сможет принести пользу людям с низким доходом в сельских районах развивающихся стран.
Студенческие команды проектируют и строят эти машины, чтобы конкурировать в серии испытаний для определения лучшей конструкции. Каждая команда также готовит устный доклад, предназначенный для судей и зрителей. В докладах, студенты обсуждают проектирование, строительство, и тестирование процессов, которые прошел каждый BUV до начала соревнований. Поскольку BUV должны учитывать отсутствие инфраструктуры, транспортные средства подвергаются различным испытаниям во время соревнований, включая полосу препятствий (obstacle course), грязевую яму (mud pit), поле могул (mogul field – почти как в лыжном фристайле) и трек для проверки на выносливость (endurance track). Многие из студентов используют работу над проектом по программе BUV для подготовки дипломного проекта в конце их инженерного образования.
Вот технические требования (спецификации) предъявляемые к легким грузовикам-внедорожникам чтобы соответствовать BUV.
  • Стоимость: менее $900
  • Полезная нагрузка: 1000 кг
  • Скорость: до 20 миль/ч
  • Вес: до 500 кг.
  • Материалы: Не регламентируется, но пластмассы и композиты поощряются
  • Максимизировать: Количество несобранных комплектов, которые поместятся в стандартном 20-футовом океанском контейнере
  • Минимизировать: совокупную стоимость владения, количество специально изготовленных (нестандартных) деталей, количество сборочных единиц
  • Исключаются двери, панели кузова, стекла, отделка, датчики, гидравлика, радиатор, обогреватель
И вот что сотворили различные команды из университетов и колледжей США в благородном порыве помочь бедному третьему миру.

Студенты Университета Северного Иллинойса (Northern Illinois University - NIU) строят транспорт для Третьего мира

Инженерные студенты из NIU представили свою конструкцию простого транспортного средства, предназначенного для улучшения жизни людей в некоторых самых отдаленных и суровых районах мира.
Автомобиль был показан 16 апреля 2011 года на 11-м Ежегодном конкурсе Basic Utility Vehicle в Индианаполисе, организованном Институтом Доступного Транспорта (The Institute for Affordable Transportation - IAT). Команда NIU была одной из 17 университетских команд со всей страны, соревнующихся в показе транспортных средств, которые станут в 21-м веке, как надеется IAT, версией Ford Model-T в сельских районах развивающихся стран.
Машины, участвующие в конкурсе, должны быть: гибкими (способные комфортно перевозить людей или до 1200 фунтов груза); жесткими и подвижными (в состоянии передвигаться по неровной грунтовой дороге, дороге в грязи или вообще по бездорожью), и топливо эффективными (в состоянии проехать не менее 30 миль на галлоне топлива при мощности двигателя в 10 лошадиных сил). Конструкция должна использовать основные автомобильные детали легкодоступные в странах третьего мира, иметь на 95 процентов меньше деталей, чем средний автомобиль и постройка его не должна обойтись более $3300.
Команда NIU сумела построить свой автомобиль, отвечающий всем этим критериям, даже сумев хорошо уложиться в рамки бюджета, и в итоге заняв восьмое место в конкурсе.

NIU students build transport for Third World
NIU students build transport for Third World
Хотя команда NIU не заняла первое место в конкурсе, они нашли дом для своей машины. Она была передана католической больнице в Кении и используется для транспортировки медицинского персонала в сельские районы и доставка пациентов обратно в больницу.

Основной внедорожник (BUV) от христианского Кальвинистского колледжа (Calvin College)

Простой универсальный автомобиль (A basic utility vehicle - BUV), построенный командой студентов старших курсов христианского колледжа Кальвина (Calvin College) из старых автомобильных частей, занял второе место в конкурсе 2007 BUV Design, проводимого под эгидой Института Доступного транспорта (IAT).
BUV был построен четырьмя студентами, будущими инженерами-механиками. И в первой же поездке на конкурс команда колледжа заняла второе место в общем зачете, отстав всего лишь  на 1,1 пункт от занявшей первое место команды из Университета Северного Иллинойса, но опередила команду Университета Пердью, занявшую третье место.
A basic utility vehicle (BUV) built by a Calvin senior design team placed second in the 2007 BUV Design Competition.
A basic utility vehicle (BUV) built by a Calvin senior design team placed second in the 2007 BUV Design Competition.
Многоцелевой грузовик малой грузоподъемности предназначен для Африки, которая нуждается в недорогих, прочных транспортных средствах, чтобы преодолеть отсутствие  развитой инфраструктуры и повысить эффективность сельского хозяйства. IAT спонсирует конкурс студенческих команд технических специальностей университетов для разработки лучших внедорожных многоцелевых грузовиков для сельских африканских фермерских общин.
Проектирование и строительство таких транспортных средств должны быть хорошо документированы, так чтобы их можно было построить на малых предприятиях в Африке.
Простота, минимизации затрат, надежность и долговечность находятся в центре внимания при проектировании этих машин. Простота BUV достигается за счет минимизации, как количества частей, так и сложности компонентов. Бюджетное целевое ограничение для участвующих в конкурсе автомобилей составляет $1500 (без двигателя), и сделано для того, чтобы автомобиль был доступным. Снижение стоимости осуществляться путем повторного использования деталей от существующих транспортных средств в конце их жизненного цикла. Т.к. в процессе эксплуатации запасные части и ремонт будут в значительной степени недоступны, поэтому очень важно, чтобы BUV сохранял свою производительность и при таких условиях, так чтобы инвестиции сельских фермеров были возвращены.

Alfred State College's School of Mechanical Engineering Technology won the 2008 Basic Utility Vehicle (BUV) competition

А вот и один из победителей этих соревнования. Команда из Школы Машиностроительных технологий колледжа Альфреда (Alfred State College's School of Mechanical Engineering Technology) победила в 2008 году в конкурсе Basic Utility Vehicle (BUV).

Alfred State College's School of Mechanical Engineering Technology donated the vehicle to Congo Helping Hands
Alfred State College's School of Mechanical Engineering Technology donated the vehicle to Congo Helping Hands
Этот универсальный грузопассажирский автомобиль почти сразу после конкурса нашел применение в Африке, ибо был отправлен в Конго для участия в проектах некоммерческой христианской организации Congo Helping Hands, которая работает в партнерстве с правительством Демократической Республике Конго в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и микроэкономики.

The Institute for Affordable Transportation (IAT) and Basic Utility Vehicle (BUV)

Организатором и вдохновителем деятельности по пропаганде и внедрению концепции Basic Utility Vehicle (BUV) является Институт Доступного транспорта (Institute for Affordable Transportation - IAT) - общественная благотворительная неприбыльная организация, чья деятельность направлена на улучшение жизни бедных людей во всем мире посредством предоставления им простых и недорогих автомобилей. Простое решение, которое не только меняет жизнь, но и спасает жизни путем преодоления разрыва между жизненно необходимыми услугами и нуждающимися в них людях. Целью IAT является объединение миссионеров, церкви, неправительственных организаций, общественных лидеров и волонтеров, которые разделяют устремления дать надежду развивающемуся миру через эффективную транспортировку. Штаб-квартира организации находится в Индианаполисе, в гоночной столице мира. IAT финансируется частными лицами, фондами, церквами и международными корпорациями.

Basic Utility Vehicles
Рисунки с сайта DriveBUV.org
Организатором IAT является Уилл Остин (Will Austin), бывший служащий General Motors (GM), который после успешной карьеры в автомобильной промышленности и нескольких поездок в бедные страны понял, что качество жизни зависит от доступности к дешевым и удобным способам транспортировки (перевозки) грузов и людей. Так же, как Генри Форд принес автомобиль в массы в начале 1900-х годов, Уилл в начале 2000-х начал разрабатывать концепцию BUV, как автомобиля для всего человечества. А для практической реализации BUV Уилл Остин в 2000 году основал Институт Доступного транспорта, как общественную благотворительную организацию.

Элементарное транспортное средство в изобретениях

Следует сказать, что изобретательская активность в области простых транспортных средств, которые можно было бы использовать в странах третьего мира довольно низкая. По крайней мере, это касается изобретений зарегистрированных в патентных ведомствах развитых стран. Причин этого несколько, но можно выделить две основные:
1. Патент, как форма защиты изобретения, есть категория, прежде всего, экономическая, т.к. призван отстаивать экономические интересы изобретателя (правообладателя). А в связи с тем, что благотворительностью много денег не заработаешь, то и большой активности изобретателей при этом не наблюдается.
2. В современном изобретательстве все же превалирует тенденция к усовершенствованию и, как правило, к усложнению уже известных механизмов, машин и процессов. Совсем новых, а тем более простых вещей, с каждым годом изобретаются все меньше. Поэтому в упрощенных машинах, сделанных по концепции BUV, очень трудно найти элементы изобретательской новизны, которые необходимы для получения патента.
И тем не менее, изобретения на подобный транспорт иногда появляются, пусть и не всегда полностью отвечающие концепции BUV. Ниже приведены, в качестве примеров, несколько рисунков простых механических транспортных средств взятых из описаний патентов США.


Emergency response vehicle
Патент США №7007761

Motorized chariot
Патент США №6889784
All-terrain, all-weather wheelchair
Патент США №5518081


Комментариев нет:

Отправить комментарий